Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙВыступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова с Посланием народу и Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан.

Дорогие соотечественники! Уважаемые депутаты! 

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан представляю свое ежегодное Послание. 

Кратко остановлюсь на его основных положениях. 

В Послании прошлого года наша общая стратегия была определена как созидание во благо народа. И хочу с удовлетворением отметить, что практически по всем поставленным задачам достигнуты весомые результаты. 

Продолжается устойчивый рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Повысились доходы и благосостояние людей, налицо заметный прогресс в образовании и культуре. По многим экономическим и социальным показателям Башкортостан занимает ведущие позиции в Российской Федерации. 

Нынешний год для нас имеет особое значение. По инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в стране начата реализация четырех приоритетных национальных проектов. Они ориентированы на совершенствование систем образования и здравоохранения, обеспечение доступным жильём, повышение эффективности сельского хозяйства. Всё это полностью соответствует курсу развития современного Башкортостана. В социальной сфере, строительном и агропромышленном комплексах в республике уже накоплен значительный потенциал и есть ценный опыт для других регионов. 

В решающую стадию вступает подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. Нам важно идейное и нравственное содержание этого поистине общероссийского праздника. Надо донести до всей страны его историческое значение, высокий духовный, патриотический смысл. Думаю, это событие стало одним из первых истоков дружбы и братства российских народов, предпосылкой будущих договорных федеративных отношений. 

Мы гордимся, что башкиры вместе с русским и другими народами всегда стояли на защите Отечества. На переломных поворотах истории наш край выступал с общероссийских позиций, укреплял многонациональную евразийскую державу. 

Наше единство с Россией закреплено в веках договорными узами. Уместно вспомнить, что в такие же весенние дни 1919 года было подписано Соглашение о признании Башкортостана первой автономией Российской Федерации. В условиях гражданской войны и иностранной интервенции это имело огромное значение для восстановления целостности страны. 

И в современной истории, при подписании Федеративного договора в 1992 году, Башкортостан ещё раз сыграл особую роль в сохранении единства обновленной России. 

С удовлетворением отмечу, что и в прошлом году федеральными органами власти поддержан ряд конструктивных предложений Башкортостана и других субъектов Федерации. Большая определенность достигнута в вопросах разграничения полномочий центра и регионов. Главы субъектов Федерации получили право на организацию взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральной исполнительной власти. Президентом страны поставлена задача передачи регионам ряда федеральных полномочий. 

Однако тревожит, что передаются те полномочия по предметам совместного ведения, осуществлять которые в полном объеме затруднительно или порой даже невозможно. Надо признать, что федеральный центр фактически переложил выполнение многих социальных обязательств государства перед гражданами на субъекты, не подкрепив их соответствующими финансами. 

А разве такие важные проблемы как социальная поддержка семей, имеющих детей, детей-сирот и безнадзорных детей, ветеранов труда и тружеников тыла, жертв политических репрессий, малоимущих и других категорий граждан – забота только республик, краев, областей? К тому же происходит это на фоне изменений межбюджетных отношений и налоговой системы далеко не в пользу регионов. Такая несбалансированность полномочий и доходов создаёт дополнительные трудности, провоцирует социальную напряженность. Поэтому я убеждён, что межбюджетные отношения нуждаются в серьёзном пересмотре и новые обязательства регионов должны быть финансово обеспечены. 

Стратегическим направлением государственной политики остается и совершенствование предусмотренных Конституцией страны договорных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Думаю, что при проведении преобразований в стране надо и в будущем всесторонне учитывать национальные, местные особенности. 

Вызывают недоумение и беспокойство частые и порой противоречивые изменения в федеральном законодательстве. В качестве примера приведу Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. В декабре прошлого года была введена норма, согласно которой депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, учреждений и предприятий. Но уже через полтора месяца это положение утратило силу! 

А всего в этот закон изменения вносились 18 раз, в большинстве своем – принципиального характера. Дважды менялся перечень вопросов местного значения. Вначале он не включал в себя содействие сельскохозяйственному производству и малому предпринимательству, работу с детьми и молодежью. Так ведь это важнейшие направления, которыми как раз и занимаются органы местной власти! 

Другой пример – регистрация уставов муниципальных образований. В соответствии с требованиями закона действующие муниципальные образования до 1 июля 2005 года внесли в уставы необходимые коррективы с последующей регистрацией в Министерстве юстиции республики. Спустя три недели законодатель неожиданно передает полномочия по регистрации уставов федеральным органам юстиции. И более чем девятистам муниципалитетам пришлось получать свидетельство о государственной регистрации устава во второй раз. Такая бессистемность и нестабильность в законотворчестве осложняет работу регионов и их законодательных органов. В этих условиях прошедший год был непростым для нашего депутатского корпуса. 

Новации в федеральном законодательстве потребовали от Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан серьёзной работы по согласованию республиканских законов с федеральными. Парламент во взаимодействии с органами власти республики принял также законы, необходимость которых отмечалась в Послании 2005 года. 

Законодательные акты и впредь должны отвечать потребностям общества. Парламентариям следует обеспечивать надлежащую экспертизу законопроектов, прогнозирование последствий их принятия. 

Сила государственной власти – не только в принимаемых решениях, но и качестве их исполнения. Задача Правительства – последовательно проводить в жизнь новую стратегию социально-экономического развития. Особое внимание должно быть обращено на реализацию в Башкортостане национальных проектов. Существенную роль в этом предстоит сыграть созданному республиканскому Координационному совету и его рабочим группам. Правительству необходимо более тесно взаимодействовать с территориальными органами федеральной исполнительной власти, с органами местного самоуправления, поднять на качественно более высокий уровень свою деятельность как субъекта права законодательной инициативы. Очень важно достойно провести все мероприятия, запланированные к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Дел здесь исключительно много. Поэтому нужны предельно четкая организация и жесткий контроль, особенно за целевым использованием бюджетных средств. 

В этой связи не могу не сказать о персональной ответственности должностных лиц. Эту ответственность нельзя «размывать» в работе различных межведомственных консультативных и совещательных органов. Они продуктивны для согласования деятельности властных структур, но не вправе их подменять. 

Уважаемые товарищи! 

В Башкортостане целенаправленно осуществляются преобразования в муниципальной сфере. Сделано уже достаточно много. В муниципалитетах состоялись референдумы и проведены выборы. На должном уровне работали Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии на местах. Муниципальные районы и городские округа наделены отдельными государственными полномочиями. Определен порядок решения поселениями вопросов местного значения в переходный период. Урегулированы межбюджетные отношения и бюджетный процесс. 

Муниципалитеты – это та власть, от которой непосредственно зависит повседневная жизнь людей. И главное сегодня – наладить действенное функционирование местного самоуправления, исключить дублирование полномочий республиканских и муниципальных органов, укрепить их взаимодействие. Для выражения общих интересов муниципальных образований считаю целесообразным создать Совет муниципальных образований республики. 

Отмечу, что эффективность деятельности всех органов власти, в первую очередь, определяется четкостью действий аппарата, профессионализмом и добросовестностью государственных и муниципальных служащих. Именно от конкретного исполнителя зависит конечный результат. Требуются усиление нашей работы с кадрами, совершенствование форм их отбора и расстановки. Нужны дополнительные стимулы для привлечения на службу инициативных и высококвалифицированных работников. 

Во исполнение республиканского закона о государственной гражданской службе необходимо в кратчайшие сроки утвердить реестр должностей республиканской государственной службы, а с учетом федерального законодательства – принять примерный должностной регламент. 

Реализация прав граждан возможна только в условиях законности и правопорядка. За последние годы в республике в этой сфере сделано немало. Ряд позитивных перемен действительно налицо. Но полного доверия населения к правоохранительным органам и судебной системе пока ещё нет. Допускается несвоевременное рассмотрение заявлений. Вызывают непонимание и некоторые принимаемые решения. 

Защита законных прав и интересов граждан должна волновать не только общественность, но и правоохранительные органы, судейское сообщество. 

Следует обеспечивать гарантии безопасной жизнедеятельности людей, поставить непреодолимый заслон на пути экстремизма и терроризма. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации будет образована Антитеррористическая комиссия республики. Скорейшему внедрению подлежат разработанные по поручению главы государства базовые модели многоуровневой системы профилактики правонарушений. Координацию этой работы должен взять на себя Межведомственный Совет общественной безопасности Башкортостана. 

Создание надежной системы гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина напрямую связано и с деятельностью Уполномоченного по правам человека. Надо шире практиковать выездные приемы, глубже изучать ситуацию на местах, обеспечивать выполнение принятых решений. 

Большое значение в республике придается конструктивному сотрудничеству власти и общества, прежде всего, деятельности многочисленных общественных объединений, самой массовой организации – профессиональных союзов. 

На современном этапе повышается роль политических партий, растет партийная составляющая региональной законодательной власти. Так, в Башкортостане зарегистрировано 30 отделений общероссийских политических партий. Они активно участвовали в прошлогодних муниципальных выборах, которые в республике принесли уверенное большинство «Единой России». Её фракция успешно действует и в республиканском парламенте. 

Мы и дальше будем развивать диалог и взаимодействие власти с политическими партиями, стоящими на конструктивных позициях, содействовать становлению институтов гражданского общества, полнее использовать их потенциал в интересах республики. 

К сожалению, есть ещё отдельные деятели и группировки, которые думают не об интересах республики и ее жителей, а только о своих амбициях и притязаниях. За счет средств, получаемых от закулисных спонсоров, они устраивают скандалы, шумные акции, рассчитанные на пиар через бульварную прессу. С такой в кавычках «оппозицией» разговаривать практически не о чем. 

Особо хочу остановиться на роли средств массовой информации. Они формируют общественное мнение, помогают воспитанию подрастающих поколений. Однако в некоторых печатных и электронных изданиях, выходящих в республике, встречаются реклама деструктивных сект, объявления и материалы сомнительного, даже аморального характера. Считаю, что СМИ должны способствовать укреплению мира и согласия в обществе, отстаивать наши духовные и нравственные ценности. Журналисты призваны объективно и качественно освещать все стороны общественного развития, осуществлять информационное обеспечение реализации национальных проектов, подготовки к празднованию 450-летия вхождения Башкирии в состав России, выполнения мероприятий Года благоустройства. 

Надо вернуться к прежней практике, когда государственные органы, руководители предприятий и учреждений были обязаны своевременно реагировать на выступления средств массовой информации. Следует активно информировать граждан о принимаемых решениях. Каждый человек имеет право знать о деятельности власти, быть уверенным в том, что его мнение учитывается. 

Башкортостан – один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России. Республика характеризуется высокой общественно-политической стабильностью. Успешно развиваются национальные средства массовой информации, образование, профессиональное и самодеятельное искусство. Всемерная поддержка самобытных культур и языков, укрепление дружбы и братства народов – приоритетные задачи государственной политики. 

Веротерпимость, уважение к представителям традиционных религий формировались в Башкортостане веками. Мы занимаем принципиальную позицию по этим вопросам. В Конституции страны чётко обозначено, что Россия – светское государство. У нас религия отделена от государства. Но власть и религиозные организации сотрудничают в сохранении духовных и нравственных традиций народов республики, противодействии социальным порокам. В то же время абсолютно недопустимо пропагандировать какую-либо религию в качестве государственной идеологии, как предлагают некоторые политики в центре. Это может перечеркнуть всё то положительное, что уже достигнуто в сфере межконфессиональных отношений. Именно поэтому я поддержал соответствующее обращение Государственного Собрания республики в федеральные органы власти. 

Главное сегодня – направлять энергию людей на решение созидательных задач, расширять социальную базу преобразований, повышать ответственность, открытость и эффективность власти. Это непременное условие общественного прогресса. 

Уважаемое собрание! 

Россия сегодня переходит к определению и приоритетной поддержке опорных регионов. Хочу подчеркнуть, что здесь у Башкортостана есть существенные конкурентные преимущества. Республика располагает всеми возможностями для выполнения роли одного из локомотивов экономического роста страны. По объёму промышленного производства Башкортостан – в числе первых десяти субъектов Федерации. По продукции сельского хозяйства – входит в первую пятерку регионов. Мы занимаем седьмое место по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет. У республики высокий международный инвестиционный рейтинг. 

Позитивная динамика развития последних семи лет подкреплена уверенным ростом экономики и в прошедшем году. Валовой региональный продукт увеличился на 7%, промышленное производство – на 4,7%, объем подрядных работ в строительстве – на 25,5%. Стабильно работал агропромышленный комплекс. Внешнеторговый оборот вырос в 1,7 раза и достиг 6 млрд. 533 млн. долларов США. Инвестиции в основной капитал возросли более чем на 10%. Прибыль крупных и средних предприятий и организаций – на 53,5%. Увеличились доходы бюджетов всех уровней. 

У нас наработан немалый опыт структурных преобразований экономики. Это – государственное управление процессами реформирования предприятий, успешное привлечение инвестиций для модернизации и технического перевооружения производственных фондов, грамотный менеджмент и маркетинг. 

Эффективность выбранного курса мы видим на примере таких акционерных обществ, как Учалинский горно-обогатительный и Белорецкий металлургический комбинаты, «УМПО», «НефАЗ», «УЗЭМИК», «Сода» и ряда других крупных предприятий. 

Так, Нефтекамский автозавод за короткий промежуток времени вышел на ведущие позиции в автомобилестроении России. Если в 1998 году объем выпускаемой продукции составлял 200 миллионов рублей, то в прошлом году он уже превысил 5 млрд. рублей. За это время освоено серийное производство семи моделей автобусов. Они находят всё более широкий спрос на отечественном и зарубежном рынках. 

К сожалению, практика структурных изменений в экономике республики пока в полной мере не изучена. Правительству необходимо проанализировать проделанную работу. И с учётом этого – внести коррективы в свою текущую деятельность и стратегию социально-экономического развития республики. 

В Послании прошлого года ставилась конкретная задача по подготовке и началу реализации Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 года. Недавно она одобрена Правительством, но в соответствующем порядке ещё не утверждена. 

Впредь поставленные задачи необходимо выполнять с соблюдением установленных процедур, качественно и в намеченные сроки! 

Нельзя ни на шаг отклоняться от наших главных целей. Это – удвоение валового регионального продукта. Это – значительное повышение уровня и качества жизни населения. Это – закрепление позиций Башкортостана как опорного региона России. 

Сегодня, наряду с наращиванием объемов производства, важны структура и качество экономического роста. Требуется запустить механизм региональной инновационной системы. Отдельные её элементы в республике уже есть, но и они не заработали в полную силу. 

Пока не видно результатов деятельности созданного в 2002 году Совета по научно-технической и инновационной политике. Недорабатывает академическая и отраслевая наука. А ведь они и должны определять основные направления развития инновационной сферы! Мы явно запаздываем в данной области. До сих пор не сформирована необходимая правовая база, не развита соответствующая инфраструктура. Подобная ситуация совершенно недопустима. В двадцать первом веке именно инновации становятся движущей силой экономики. 

Важное значение здесь приобретают промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Задача по их организации поставлена Президентом страны. Принят и соответствующий федеральный закон. Но Правительство республики в прошедшем году оказалось неподготовленным к участию в российском конкурсе на создание особых экономических зон. В дальнейшем к подобным вопросам требую подходить со всей ответственностью! 

Уважаемые товарищи! 

Положительные результаты в экономике республики во многом обеспечены промышленностью. Её вклад в валовой региональный продукт составляет около 40%. Этот сектор даёт почти две трети всех собираемых в республике налогов и сборов. 

Следует сказать, что темпы роста промышленного производства республики в 2005 году превысили средние показатели страны, а также Нижегородской, Самарской, Свердловской, Челябинской областей и Республики Татарстан. 

Наибольшие успехи достигнуты в производстве нефтепродуктов, машин и различного оборудования, метизов, транспортных средств, целлюлозно-бумажной продукции, в металлургии, деревообработке, издательской и полиграфической отрасли. 

На единственном в России полиэфирном комплексе «Полиэф» введена в эксплуатацию первая очередь производства терефталевой кислоты. За короткий срок обеспечен выход на проектные показатели по качеству и производительности. Создано более 700 новых рабочих мест. А недавно запущена вторая очередь. Это уникальное производство избавит страну от импортной зависимости, по меньшей мере, на 250 млн. долларов США в год! 

Сегодня промышленность решает задачи повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции, роста добавленной стоимости. Особого внимания требуют вопросы развития энергетического хозяйства, добычи и переработки нефти, цветной металлургии, использования низкосортной древесины. 

Необходимо усилить взаимодействие Правительства республики с федеральными органами исполнительной власти по реформированию оборонно-промышленных предприятий, увеличению объёмов государственного оборонного заказа. Прежде всего, это касается стерлитамакского «Авангарда», Кумертауского авиационного предприятия, Уфимского приборостроительного производственного объединения и «Гидравлики». Данный вопрос ставится уже не первый раз. Однако, ощутимых результатов до сих пор нет. 

Башкортостан – одна из главных житниц страны. Наши аграрии в прошлом году закрепили достигнутые позиции последних лет. В то время как в среднем по России производство сельскохозяйственной продукции остаётся всё ещё на 27% ниже уровня 1990 года, мы в числе первых регионов превзошли его. Это результат постоянной государственной поддержки отрасли, самоотверженных усилий всех тружеников села, коллективов предприятий, органов местного самоуправления. 

Хочу отметить лучших. Это Стерлитамакский район, который традиционно является лидером последних лет. Он на первом месте по валовому сбору зерновых культур, производству продукции животноводства. Баймакский район уверенно занимает первое место по поголовью крупного рогатого скота и второе – по производству зерна, причем высокого качества. Илишевский и Чекмагушевский районы особо отличились по урожайности зерновых. Аургазинский район – ведущий по производству сахарной свеклы. Татышлинский район показал хороший пример специализации по животноводству, имеет наиболее высокие надои молока на одну корову. Высокая культура и результаты сельскохозяйственного производства в Дюртюлинском районе. Здесь налажено племенное дело, в последние годы успешно производится закуп продукции и от населения. Лучшей производительности труда добились Уфимский, Туймазинский и ряд других районов. 

Среди хозяйств республики, как и в прошлые годы, флагманами являются совхозы «Алексеевский» и «Рощинский». Они постоянно в числе трехсот самых крупных и эффективных сельхозпредприятий России. Хочу отметить также такие успешно работающие хозяйства, как «Базы» Чекмагушевского района, «Приютовагрогаз» Ермекеевского района, «Шаранагрогаз» Шаранского района. 

Отрадно, что развитие села, наконец, становится в стране приоритетным. Мы в числе первых регионов приступили к реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Речь, прежде всего, идет о 19 проектах в области ускоренного развития животноводства в республике на общую сумму 3 млрд. 200 млн. рублей. В целом, ситуация для сельчан благоприятная. Однако, состояние дел по некоторым направления вызывает тревогу. Например, стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе. Для использования всего лимита, установленного на эти цели для республики, требуется более 1 млрд. 200 млн. рублей банковских кредитов. Пока же от этой суммы получено только 12%. 

Здесь нужна большая организационная и разъяснительная работа Министерства сельского хозяйства, администраций районов и городов, самих структур и работников агропромышленного комплекса, активное создание кредитных потребительских кооперативов. Деньги в отрасли сами не приходят. Надо проявлять расторопность, учиться хозяйствовать. Подчеркиваю, надо максимально воспользоваться открывающимися новыми возможностями! 

Не могу здесь не сказать и о других проблемах, которые также требуют решительных действий. О них приходится говорить из года в год. Это создание и внедрение высокоурожайных сортов, адаптированных к нашим климатическим условиям. Это формирование эффективно работающих снабженческо-заготовительных структур, совершенствование закупки продукции растениеводства и животноводства личных подворий. Продукты, произведённые напряжённым трудом наших сельчан, нередко уходят за пределы республики за бесценок. Между тем, мясокомбинаты, делая ставку на импорт, только за прошлый год закупки у населения скота в живом весе уменьшили в 5 раз! Считаю это безответственным отношением к высококачественной, экологически чистой продукции нашего сельского хозяйства! 

Требует повышения заработная плата тружеников села. Она почти в 3 раза ниже среднереспубликанской. Мириться с таким положением нельзя! 

До сих пор нет и полного учета сельхозпродукции, особенно в личных хозяйствах. Большое значение здесь имеет Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Её в республике следует провести организованно. 

Для решения проблем села нужны конкретные меры. Необходимо принять Программу устойчивого функционирования и развития АПК республики до 2010 года и уже в этом году приступить к её реализации. 

В нынешнем году, как никогда, возрастают задачи перед нашим строительным комплексом. Они связаны с подготовкой к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, реализацией национального проекта в жилищной сфере, проведением Года благоустройства. 

Особое значение имеют реконструкция международного аэропорта, железнодорожного вокзала «Уфа», ипподрома «Акбузат», строительство Дома дружбы народов, универсального ледового дворца «Уфа-Арена» и других сооружений. 

Все объекты должны быть введены в срок. Это дело чести строителей. Причём территории нужно застраивать комплексно, своевременно создать и инженерные коммуникации, и социальную инфраструктуру. 

В центре внимания надо держать жилищное строительство. В прошлом году у нас введено 19,3 тысячи квартир общей площадью более 1 млн. 608 тыс. кв.метров. Это хорошие показатели. Больше, чем у наших соседей – Пермского края, Удмуртской Республики, Оренбургской области, вместе взятых. По объёму вводимого жилья в расчёте на 1000 человек республика занимает одно из ведущих мест в стране. 

Но в ближайший период мы ставим задачу выйти на уровень ввода 2 млн. кв. метров жилья в год. Необходимо значительно увеличить объемы внебюджетных средств, повысить доступность и расширить ипотечное кредитование. При предоставлении земельных участков под застройку следует обеспечивать прозрачность конкурсных процедур. 

Объединение усилий и средств предприятий, кредитных учреждений и самих граждан – один из важных способов решения жилищной проблемы. Думаю, здесь настало время возродить некоторые хорошие, но незаслуженно забытые традиции прежних лет. 

Близятся к завершению работы на Юмагузинском водохранилище. Практически закончено строительство гидроузла мощностью 45 мегаватт. Эксплуатация водохранилища в прошлом году позволила значительно улучшить паводковую ситуацию в среднем течении реки Белой. Окончательно ввести в действие водохранилище планируется в этом году. 

Повышенное внимание в свете трагических событий в стране должно быть уделено безопасности и надежности как вновь вводимых, так и действующих зданий и сооружений. Нужны комплексный мониторинг состояния строительной сферы, тщательная экспертиза проектно-сметной документации, применяемых строительных технологий и материалов. 

Возмутительно, когда при авариях проектировщики ссылаются на строителей, те на пользователей, все вместе – друг на друга и ещё на снег. Такого быть не должно. Надо думать о жизни людей! Требует большей оперативности работа и регистрационной службы. Следует кардинально решить вопрос очередей. Оформляя свои законные права, граждане не должны страдать от бюрократической волокиты. 

Уважаемые депутаты и приглашенные! 

Возрастающие потребности в грузопассажирских перевозках требуют дальнейшего развития транспортного комплекса. 

Необходимо продолжить обновление и пополнение технического парка. Такая работа уже ведётся. В прошлом году только для «Башавтотранса» по лизингу приобретено более 220 нефтекамских автобусов и 100 легковых таксомоторов. 

Для совершенствования инфраструктуры отрасли следует обеспечить реконструкцию транспортных узлов, подходов к железнодорожным станциям, речным портам и терминалам. Нужны современные транспортно-распределительные центры, которые заметно ускорят обработку и доставку грузов. Необходимо добиваться значительного повышения качества и безопасности услуг. 

Наша цель – достичь высокой конкурентоспособности на российском и международном рынках автомобильных, железнодорожных, авиационных и водных перевозок. Большие надежды мы возлагаем на реконструкцию в Уфе международного аэропорта и железнодорожного пассажирского комплекса. Их пропускная способность увеличится соответственно в два и три раза. Эти замечательные по архитектуре объекты позволят расширить географию сообщений и значительно улучшить обслуживание. По ним гости республики будут получать свои первые впечатления о столице Башкортостана! 

Сегодня республика обладает самой протяженной среди регионов России сетью автомобильных трасс. Их плотность почти в 5 раз выше, чем в среднем по стране. Все города и районные центры соединены между собой и с Уфой асфальтированными дорогами. 

Мы гордимся своими улицами и дорогами, но и здесь ещё предстоит много работы. Сколько можно латать одни и те же ежегодно разбиваемые участки дорог? Автомобильные трассы должны соответствовать нагрузкам и интенсивности движения. Необходимо строить обходы крупных населенных пунктов, расширять сеть дорог в рамках центральных магистралей, строго соблюдать технологию дорожного строительства. 

Радикальные изменения происходят в сфере связи и информатизации. Доступными для населения стали мобильные телефоны, интернет, спутниковые коммуникации. Практически вся территория республики охвачена телевещанием основных федеральных и республиканских каналов. Трансляцию ведут более ста операторов. 

У нас действуют 8 операторов сотовой связи. Их услугами сегодня пользуется каждый второй житель Башкортостана. Только за прошлый год «Башинформсвязь» ввела более 128 тысяч телефонных номеров, из них 52 тысячи – на селе. В целом за последние три года связью обеспечено более 450 сельских населенных пунктов. Число абонентов достигло миллиона. Такое количество имеют ещё только четыре региона России. Это рекордные показатели за все время существования электросвязи в Башкортостане! 

Теперь надо расширять внедрение волоконно-оптических линий связи, ускорить установку цифрового оборудования. В Уфе предстоит переход на семизначные телефонные номера. 

Особое значение имеет дальнейшее внедрение и совершенствование информационных технологий. В этих целях необходимо приступить к реализации Программы информатизации «Электронный Башкортостан» на 2006-2010 годы. 

Уважаемые депутаты и приглашенные! 

Повышенное внимание должно быть уделено жилищно-коммунальной сфере. Именно здесь решаются многие важные для каждого человека проблемы жизнеобеспечения. 

Благодаря нашей ценовой политике тарифы на жилищно-коммунальные услуги в республике одни из самых низких в Приволжском и Уральском округах. Нужно и в дальнейшем строго отслеживать и сдерживать рост цен на услуги ЖКХ. 

В условиях нового Жилищного кодекса многое зависит и от самих жильцов. Надо помочь собственникам жилья в реализации их законных прав. Необходимо разъяснять принципы и особенности управления жилыми домами, оказывать помощь в его организации. И я прошу этому уделять особое внимание. 

В рамках Года благоустройства возрастает ответственность работников жилищно-коммунального хозяйства за комфортное обустройство жилого фонда и его инфраструктуры. Это ремонт жилья, наведение чистоты и порядка на улицах, во дворах, парках и скверах, озеленение населенных пунктов. Облагораживание всей жизненной сферы должно стать делом не только хозяйственным, но и нравственным! Надо возрождать у граждан чувство хозяина, заботливое отношение к состоянию своего подъезда, дома, прилегающих территорий, а также водоёмов, лесопарковых зон и массивов. 

У нас немало примеров бережного отношения к родному городу, селу, своей улице. Недавно были объявлены победители республиканских конкурсов на самый благоустроенный город, районный центр. Среди них хочу отметить Стерлитамак, Дюртюли, Исянгулово, Ермекеево. 

В формировании благоприятной среды обитания важны и испытанные формы и методы работы. Необходимо продолжить добрые традиции всенародных субботников, использовать массовую активность населения при подготовке к спортивным, культурным мероприятиям. Приятно видеть, как наши села обстоятельно готовят и душевно проводят праздники «Здравствуйте, односельчане!». Такой полезный опыт надо распространять повсеместно. 

Весьма значимая в повседневной жизни людей сфера – это торговля. Конечно, сегодня товарный рынок достаточно насыщен, открыто много торговых комплексов. Но в то же время нужно проводить наступательную политику в развитии внутренней торговли, повышать её социальную направленность, поддерживать республиканского товаропроизводителя. Посмотрите, насколько популярны у населения наши осенние сельскохозяйственные ярмарки! 

Следует энергичнее внедрять в торговле современные технологии, обеспечивать высокий уровень обслуживания. Чрезвычайно важными становятся мониторинг потребительского рынка, реальная защита прав потребителей, недопущение торговли подделками, недоброкачественной и опасной для здоровья продукцией. 

Более жёсткого контроля со стороны государства требуют производство и продажа алкогольной продукции. Население нужно защитить от смертоносных суррогатов. 

Башпотребсоюзу совместно с органами местного самоуправления надо восстановить прежние позиции в торгово-заготовительной деятельности и в целом во всей потребительской кооперации. 

Для дальнейшего развития потребительского рынка необходимо ускорить разработку комплексной программы развития торговли до 2010 года. 

Возрастающую роль в развитии экономики республики играет малое и среднее предпринимательство. Башкортостан в прошедшем году занял второе место среди регионов России по благоприятности бизнес-климата. Успехи предпринимательства в последнее время действительно весомы. Однако его вклад в валовой региональный продукт и доходы бюджетов всех уровней пока недостаточен. В разработанной Концепции развития предпринимательства предусматривается доведение этих показателей до 15-18%. Решение этой задачи необходимо обеспечить в ближайший период, не откладывая его в «долгий ящик». Здесь нужна настойчивая работа Правительства и органов местного самоуправления. 

Многие инициативы бизнеса нуждаются в поддержке. На селе, например, перспективны пчеловодство, коневодство, рыбоводство, кумысоделие, сбор лекарственных растений. Следует возрождать и забытые традиции, в том числе народные ремесла. 

Предстоит выработать стабильные «правила игры», способствующие успешному развитию бизнеса, его конструктивному взаимодействию с государством. Бюрократические препоны тут недопустимы. Надо навести порядок при проведении разного рода проверок. 

В то же время, важно и дальше повышать социальную ответственность бизнеса. Некоторые недобросовестные предприниматели скрывают денежные средства от налогообложения, выплачивая зарплату в «конвертах». Используя эти «чёрные» схемы, фактически, ради собственной выгоды, они обманывают не только государство, но и своих работников, лишая их заслуженных пенсий, социальных выплат и возможности брать кредит. Правительство республики совместно с налоговыми и правоохранительными службами, органами местного самоуправления должно вплотную заняться этим вопросом. 

Хочу обратить ваше внимание на массовое распространение в городах и сёлах игорного бизнеса. Мной предложено законодательно закрепить норму о запрете на размещение игорных заведений в границах муниципальных образований, либо вывести их в специально отведённые зоны. Да, там вращается много денег, выплачиваются значительные налоги. Но нельзя же всё измерять деньгами! Из-за этой напасти страдают люди. На почве болезненного пристрастия к игре растёт количество тяжких преступлений. Для наведения порядка в этой сфере мы должны принять жесткие меры. 

Динамично развиваются внешнеэкономические и межрегиональные связи. Сегодня торговыми партнерами республики являются 85 стран мира и практически все субъекты Российской Федерации. Надо и далее поднимать результативность участия Башкортостана в различных межправительственных комиссиях, рабочих группах и деловых Советах. Для этого есть немало резервов. Следует совершенствовать работу представительств республики, полнее реализовать потенциал народной дипломатии. 

Проблемная сторона внешнеэкономической деятельности – привлечение зарубежных инвестиций. За прошлый год они составили около 243 млн. долларов США. Такой объём явно не соответствует нашим возможностям. 

Необходимо шире привлекать иностранный капитал в целях размещения новых производств, особенно высокотехнологичных и сборочных. Подобные предприятия нужны не только в центре республики. Важно осваивать и другие территории, максимально используя ресурс соседних регионов. 

Особенно это относится к тем нашим городам, которые обладают богатой сырьевой и производственной базой, расположены вблизи транспортных магистралей и крупных промышленных центров. К примеру, Сибай вполне отвечает этим условиям. Есть и сырьё, и коммуникации, а рядом – Магнитогорск. Весь этот потенциал и надо задействовать. 

Многие возможные партнеры просто недостаточно осведомлены о нашей республике, её ведущих предприятиях, благоприятных условиях для ведения бизнеса. Следует более эффективно проводить презентации Башкортостана, полнее использовать федеральные и региональные средства массовой информации, возможности сети Интернет. 

Для поиска и экспертизы инвестиционных проектов, комплексного их сопровождения, оказания сервисных услуг инвесторам по принципу «единого окна» создан Центр стратегических разработок при Президенте Республики Башкортостан. Правительству следует активно с ним взаимодействовать, содействовать его становлению. 

В целом, назрела необходимость в разработке комплексной программы международного и межрегионального инвестиционного сотрудничества республики. 

Требуется и дальше повышать роль банковской системы. Правительство и Национальный банк республики должны совместными усилиями развивать социально-ориентированные и стратегически значимые направления кредитования. Банковскому сообществу уже в текущем году предстоит приступить к реализации проекта «Социальная карта Башкортостана». Он будет способствовать расширению потребительского кредитования, обеспечению удобства платежей, предоставлению скидок социально незащищенным слоям населения. 

Башкортостан был и остаётся надёжным донором федерального бюджета. За прошлый год в республике собрано платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 165 млрд. рублей. Это в 1,4 раза превышает показатели предыдущего года. При этом на федеральный уровень перечислено более 70%. 

В текущий год мы вступили с новым бюджетным устройством. Изменились не только полномочия участников бюджетного процесса и порядок его организации, но и сами подходы к формированию местных бюджетов. Это ставит перед нами серьезные задачи. Межбюджетные отношения должны стимулировать наращивание налогового потенциала, рациональное использование бюджетных средств и муниципальной собственности. Необходимо и дальше повышать роль и ответственность всех, кто участвует в разработке и исполнении бюджетов. Особо строгий спрос будет за средства, выделяемые на приоритетные направления и проекты. Надо быть готовыми отчитаться за целевое и эффективное использование каждого рубля! 

Принципиально важны диверсификация, совершенствование экономической специализации районов и городов. Хотя эта задача стоит уже давно, положительных примеров пока мало. По сути дела, только город Агидель в этом плане сумел добиться заметных успехов. За семь лет здесь создан целый ряд новых предприятий, более чем в 15 раз увеличены собственные доходы бюджета. Однако, по другим территориям ситуация почти не меняется. Вместо поиска реальных механизмов самодостаточного развития идет умножение различных документов. Нельзя же всё время рассчитывать только на республиканский бюджет! Надо создавать на местах «центры роста», усиливать отдачу от хозяйственной жизни. 

Пристального внимания заслуживают имущественные и земельные отношения. Нужно продолжать оптимизацию структуры государственной собственности. Надлежит улучшить планирование и мониторинг деятельности унитарных предприятий. Требуются комплексная инвентаризация республиканского и муниципального имущества, наведение порядка в документах. 

Правительству совместно с органами местного самоуправления необходимо завершить оформление документов по передаче государственного имущества республики в муниципальную собственность. 

Очень значимый и непростой вопрос – наделение граждан долями из земель сельскохозяйственного назначения. Прошу это ответственное мероприятие провести организованно, с должной разъяснительной работой. 

Хочу коснуться ещё одной большой проблемы. Вот уже третий год подряд мы указываем на одни и те же недостатки в процессах банкротства хозяйствующих субъектов. Однако реальных подвижек до сих пор нет. Убытки нерентабельных предприятий за прошедший год увеличились ещё на 8% и составили 3 млрд. 400 млн. рублей. 

Сегодня остро необходима единая система антикризисного управления в республике. Она должна быть основана на конструктивном взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, налоговой и регистрационной служб. Главное в процедурах банкротства – не ликвидация предприятий, а их вывод из кризисного состояния. Как отмечает Президент страны, «…следует применять такие формы погашения задолженности, которые обеспечивали бы интересы государства, не разрушая экономику и не загоняя бизнес в тупик». 

Особенно деструктивны преднамеренные банкротства. Право собственности, добросовестное предпринимательство должны быть надежно защищены. 

Считаю безответственностью и форменным безобразием, когда внешние управляющие из других областей, при попустительстве ряда федеральных ведомств, по сути, разоряют вполне жизнеспособные хозяйства. Местная власть в этих вопросах должна иметь право и возможность отстаивать интересы трудовых коллективов и населения! 

Необходимо принять дополнительные меры и по обеспечению объективной оценочной деятельности. Недопустимо, когда имущество хозяйствующих субъектов реализуется за бесценок. Эти вопросы должны быть под жёстким контролем. 

Исключительно важный вопрос – сохранение и приумножение природных богатств Башкортостана. Экология, вопросы охраны и эффективного использования лесного фонда, надежная защита от чрезвычайных ситуаций приобретают всё более важное значение. Мы должны в полном объеме реализовать здесь полномочия республики. Надо завершить создание республиканского банка информации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Это поможет сохранить нашу уникальную флору и фауну. 

Важными задачами в недропользовании являются экономическая оценка имеющихся сырьевых ресурсов, прогнозирование потребностей в минеральном сырье, регулирование и развитие региональных геологических исследований. Нужно энергичнее вести поиск месторождений основных видов полезных ископаемых для дальнейшего воспроизводства минерально-сырьевой базы. 

Следует продолжить работу по защите территорий от паводков и загрязненных стоков, обеспечению населенных пунктов качественной питьевой водой. Нельзя допускать строительства несанкционированных объектов в водоохранных зонах и на особо охраняемых природных территориях. 

Значительный износ основных фондов в отраслях реального сектора экономики повышает риски возникновения аварийных ситуаций. Для защиты населения, инфраструктуры и потенциально опасных объектов от угроз техногенного и природного характера необходимы дополнительные меры. Следует усилить оперативность соответствующих служб, эффективнее использовать материально-финансовые и информационные ресурсы. Необходимо улучшать государственную систему надзора и контроля, оптимизировать деятельность всех органов власти, задействованных в этом процессе. 

Уважаемое собрание! 

Динамичное развитие экономики позволяет нам год за годом последовательно решать насущные социальные вопросы, повышать благосостояние людей. 

В прошлом году реальные денежные доходы населения повысились на 14,7%, заработная плата – на 10,2%, что значительно выше, чем в целом по стране. В итоге выросла и покупательная способность. Объем розничного товарооборота увеличился на 21,3%, платных услуг – на 9,6%. Сохраняются высокие темпы строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры, благоустраиваются города и села. 

Современный Башкортостан совершил подлинный прорыв в социальной сфере. По качеству и благополучию жизни, которые оценивались авторитетными российскими экспертами, наша республика признана вторым после Москвы регионом страны. Этим по праву можно гордиться. Но мы ни на миг не должны забывать о многих ещё нерешенных проблемах. 

Серьезные задачи стоят в сфере занятости населения. Хотя, общий уровень безработицы у нас невысок, в ряде районов и городов он всё же превышает среднереспубликанский в два и более раза. Есть вопросы по трудоустройству инвалидов, женщин, молодежи. Эти проблемы надо настойчиво решать. В связи с предстоящей передачей полномочий по обеспечению занятости на региональный уровень Правительству следует подготовить проект соответствующего закона. Нужны реальные рычаги для эффективного регулирования рынка труда. Что же касается села, то здесь в принципе не может быть безработицы. Работы на земле хватит всем! 

Несмотря на некоторые подвижки, остаются острыми проблемы чрезмерного разрыва в доходах граждан, недостаточно высокого уровня оплаты труда. Здесь большую отдачу мы ждём от принятой в прошлом году Программы мер по повышению заработной платы работников внебюджетного сектора экономики и бюджетной сферы. Правительство обязано наладить жесткий контроль за ходом ее выполнения. Надо добиваться поэтапного увеличения реальных доходов людей. 

В рыночной экономике резко возрастает роль социального партнерства. Для улучшения условий и повышения оплаты труда, предотвращения социальных конфликтов ещё полнее должен быть использован потенциал Генерального соглашения Правительства, объединений работодателей и Федерации профсоюзов республики. Тут у нас накоплен значительный позитивный опыт. Нужно активнее работать в этом плане также на уровне районов и городов. 

Существенные изменения происходят в системе социальной поддержки населения. Они связаны, прежде всего, с перераспределением полномочий, созданием территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения республики. Надо усилить их взаимодействие с муниципальными образованиями, которые теперь также могут оказывать дополнительную социальную поддержку. Необходимо продолжить реализацию новых федеральных норм по «монетизации» льгот. В нашей республике они затрагивают интересы более 860 тысяч человек! Следует глубже вникать в нужды людей. Здесь нужна и большая разъяснительная работа. Моё категорическое требование к социальной службе – дойти до каждого человека! 

В прошлом году мы всенародно отметили знаменательное событие – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Были решены многие насущные проблемы ветеранов войны и труда. Такой подход – основополагающий в государственной политике. И забота о ветеранах всегда должна оставаться в центре внимания всех органов власти. 

Однако следует признать, что в последнее время материальное положение части пенсионеров несколько ухудшилось. В результате перераспределения федеральным центром полномочий в системе социальной поддержки пострадали, прежде всего, ветераны труда, труженики тыла, репрессированные и реабилитированные лица. Остаются низкими пенсии, растут цены и тарифы в стране, не все муниципальные образования могут предоставлять дополнительную помощь. Всё это привело к снижению уровня жизни некоторых категорий ветеранов. Как следствие – совершенно справедливые их обращения в учреждения власти. 

Поэтому прошу Правительство тщательно изучить это положение. Необходимо, в первую очередь, увеличить размеры ежемесячных денежных выплат для региональных льготников. Нужны и другие конкретные действия по усилению их социальных гарантий. 

Вы хорошо знаете, в стране сложилась крайне тревожная демографическая ситуация. Ежегодно население России уменьшается почти на один миллион человек. Несмотря на относительное благополучие, вызывает серьезное беспокойство демографическая обстановка и в нашей республике. За минувший год численность постоянного населения сократилась почти на 15 тысяч человек. При этом число умерших на треть превысило число родившихся. Самой высокой остается доля умерших от болезней сердечно-сосудистой системы. И дело не только и не столько в медицине. 

К сожалению, люди пока плохо заботятся о своём здоровье. У нас ещё не сложилась культура здорового образа жизни. Удручающее впечатление производит статистика наркомании, злоупотребления алкоголем, табаком, особенно среди молодёжи. Несмотря на успешное в целом проведение Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, борьбу с такими социально опасными явлениями надо продолжать, более того, усиливать. 

А сколько людей гибнет в результате несчастных случаев от пожаров, происшествий на дорогах, в водоёмах, от преступности! И это граждане трудоспособного возраста, часто совсем молодые. Общество не должно с этим мириться! Надо делать всё возможное, чтобы таких случаев становилось всё меньше и меньше. 

Мы за сильную социально-демографическую политику. Ключевую роль здесь играет государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. У нас принят целый ряд мер социальной поддержки семей с детьми, не имеющих аналогов в стране. Однако говорить, что сделано всё возможное, ещё рано. Правительству надо изыскать средства для существенного увеличения «детских» пособий уже со следующего года. Следует совершенствовать механизмы государственного содействия многодетным семьям. Пора вводить стимулирующие выплаты при рождении второго и третьего ребенка. Приоритетная цель на ближайшие годы – добиться роста количества семей и рождаемости. Думаю, депутатам Госсобрания надо выйти с законодательной инициативой о значительном усилении поддержки материнства, многодетных семей и на общегосударственном уровне. 

Жизнь и здоровье людей – высшая ценность. Расширение возможностей здравоохранения – важнейшая часть социальной политики Башкортостана. И в этой сфере делается немало. 

Капитальные вложения в отрасль за прошлый год составили 1 млрд. 270 млн. рублей. Осуществлялись строительство, реконструкция и техническое перевооружение 49 объектов, в том числе – и крупных республиканских. На закупку лечебно-диагностического оборудования выделено почти 390 млн. рублей, приобретено более 1650 единиц современной медицинской техники. 

Материально-техническая база медицины развивается не только в городах. В прошлом году, во время выездного заседания Совета Республики мы с вами видели, как эти вопросы вполне успешно решаются в северных районах Башкортостана. Введены такие великолепные центры здоровья, как первая очередь санатория «Танып» в Аскинском районе и хирургический корпус Балтачевской центральной районной больницы. Так, шаг за шагом, должна и будет преобразовываться вся система здравоохранения республики.

Новые крупные меры намечены на текущий год. Они связаны, прежде всего, с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». Это – укрепление ресурсной базы первичного звена здравоохранения, развитие его профилактической направленности, организация диспансеризации населения. Предстоит расширить возможности для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также ряд других нововведений. Должна совершенствоваться и система управления отраслью. Большего внимания требуют вопросы её кадрового обеспечения. 

Отрадно, что с каждым годом всё больше людей отдыхают и поправляют своё здоровье в санаториях, профилакториях и домах отдыха. И, не случайно, по охвату населения организованным отдыхом и лечением Башкортостан значительно опережает многие регионы и уверенно занимает первое место в округе. 

Необходимо и впредь всемерно укреплять материальную базу санаторно-курортного комплекса. Республика должна участвовать в предстоящем федеральном конкурсе по созданию особых туристских экономических зон. Для этого она имеет благоприятные стартовые возможности: развитую инфраструктуру, мощный санаторно-курортный комплекс, уникальные природные ландшафты, целебные грязи и минеральные источники. Так что надо приложить все силы для победы в данном конкурсе. Это поможет привлечь для развития санаторно-курортной системы и въездного туризма значительные инвестиции. Прошу Правительство в сжатые сроки провести всю необходимую подготовительную работу. Подчеркиваю, в таких вопросах нужна особая оперативность. Наши богатейшие природные ресурсы должны ещё полнее использоваться для оздоровления людей! 

У нас из года в год увеличивается не только численность занимающихся в различных спортивных секциях, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности. Широко известны успехи наших выдающихся спортсменов на чемпионатах мира, олимпийских и паралимпийских играх. За последние несколько лет республика уже трижды признавалась победителем конкурса Министерства обороны России по итогам организации призывной работы и подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил. И в перспективе Башкортостан может и должен стать республикой здорового образа жизни, развитого спорта, массовой физической культуры и туризма. 

Будущее республики – за молодежью. Мы и впредь должны делать всё, чтобы молодое поколение имело полноценные возможности для укрепления здоровья, получения качественного образования и профессии, гарантированного трудоустройства. Не менее важно удовлетворение потребностей в художественном и техническом творчестве, физической культуре и спорте. 

Отрадно, что руководство страны усиливает заботу об образовании. Его развитие объявлено приоритетным общероссийским национальным проектом. Существенную поддержку получат лучшие учреждения и педагоги, талантливая молодёжь. Повысится роль воспитания детей и молодёжи. Как отметил Президент России, система образования должна стать основой для прорывного инновационного развития, укрепления конкурентоспособности страны. 

Вместе с тем, беспокоит, что реформирование образования явно затянулось. Оно идёт уже последние два десятилетия и стало практически непрерывным. Зачастую – без четкого определения целей и задач. И качество знаний при этом отнюдь не повышается. О каком качестве знаний можно говорить, если многие выпускники школ страны не умеют грамотно писать и не читают книг?! 

В последнее время много и справедливо говорится о необходимости информатизации и компьютеризации образовательных учреждений. Конечно, всё это очень важно. В Башкортостане в рамках национального проекта по образованию будет завершена компьютеризация и планируется подключить к Интернету ещё около полутора тысяч школ. Но одним укреплением материально-технической базы проблему качества образования не решить. Главным действующим лицом в школе всегда был и остается учитель. А что мы видим сегодня? Учительские коллективы на глазах стареют, туда неохотно идут молодые, перспективные кадры. 

Чрезвычайно важно поднять престиж труда учителя, повысить социальный статус педагогов, уровень их жизни. Для решения этой благородной задачи надо объединить усилия всего общества. В республике должна быть разработана соответствующая целевая программа. Необходимы также программы по дополнительному образованию детей, подростков и молодёжи, развитию учебно-производственной базы профессиональных училищ и лицеев. 

Особое значение приобретает оптимизация всей сети профобразования. Мы заинтересованы в развитии конкуренции на рынке образовательных услуг. Но в последнее время некоторые частные вузы настолько разрослись, что имеют десятки маломощных филиалов по всей стране. Без соответствующей материальной и учебно-методической базы и профессорско-преподавательского состава они получают лицензии и государственную аккредитацию, фактически «штампуют» дипломы. 

Нужен постоянный жесткий контроль за созданием и деятельностью в республике негосударственных вузов и филиалов. Требуется также четкая система прогнозирования и государственного регулирования подготовки специалистов. Это – серьёзная задача для Правительства и соответствующего Межведомственного координационного совета. 

Хочу подчеркнуть необходимость эффективной реализации в республике Федеральной программы подготовки управленческих кадров. Хотя она осуществляется у нас с 1998 года, обученные в её рамках высококвалифицированные специалисты нередко остаются невостребованными. Данный вопрос также надо взять на особую заметку. 

Серьезную озабоченность вызывает результативность исследований наших научных организаций. Что существенного за последние годы сделано в гуманитарной сфере? Каков вклад учёных в решение насущных проблем республики? Необходимо усилить роль фундаментальных наук в наращивании инновационной составляющей экономики, разработке совместно с крупными промышленными предприятиями высоко эффективных проектов. Академия наук Башкортостана должна стать головным научным центром, координатором всех важнейших исследований. Надеемся, этому будет способствовать и обновление руководства Уфимского научного центра Российской академии наук. 

Значительные события ожидаются в текущем году в духовной жизни республики. Прежде всего – 175-летие замечательного поэта-гуманиста и просветителя тюркского мира – Мифтахетдина Акмуллы. Мы также будем отмечать 110-летие видного общественного деятеля Башкортостана Шагита Худайбердина. В Уфе состоятся международный театральный фестиваль «Тућанлык», Пятый Всероссийский съезд востоковедов и Десятая международная конференция «Ономастика Поволжья». Эти и другие важнейшие мероприятия должны быть организованы на самом высоком уровне. 

Пройдут и многие другие традиционные праздники, фестивали, выставки и творческие конкурсы. Важно, чтобы в культурной жизни республики центральными идеями стали предстоящее 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства, дружба народов и взаимообогащение их культур. Башкортостан должен и впредь быть поистине «золотым сердцем» Евразии, одним из центров отечественного востоковедения, местом доброго взаимодействия ислама и православия, культур тюркских, славянских и финно-угорских народов! 

Надо ещё энергичнее развивать профессиональное искусство и народное творчество, укреплять материальную базу культуры, создавать благоприятные условия для сохранения и приумножения культурного наследия народов Башкортостана. 

Высокоразвитая духовная и физическая культура, качественное образование, доступное здравоохранение, эффективная социальная поддержка населения – важнейшие составляющие благополучия общества. Они всегда были и будут приоритетными направлениями государственной политики! 

Дорогие соотечественники! 

Знаменательно, что нынешний год в республике проходит как Год благоустройства. И это имеет для всех нас большой смысл. В преддверии юбилея единства Башкортостана с великой Россией, мы должны хорошо подготовить наш общий дом к этому замечательному празднику. 

Главное – не только сохранить взятые темпы роста экономики и благосостояния населения, но и значительно приумножить достигнутое. Наша стратегия – инновационное развитие, движение к новому качеству жизни людей. Ее реализация призвана объединить в общей созидательной работе государственные и муниципальные органы власти, трудовые коллективы, учреждения и организации, общественность и весь многонациональный народ республики. Сделать родной Башкортостан благоустроенным и процветающим – вот наша главная цель! 

Благодарю за внимание. 

20.04.2006